Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Служба забытых цитат: человек из телевизора Александр Архангельский — об устаревшем навсегда Симонов

Что творится!!! У "человека из телевизора" Александра Архангельского стряслась беда - написанный им учебник литературы исключили из федерального перечня.

Разгневанный творец дал большое интервью, в котором по древнему обычаю русской интеллигенции рассказал про тоталитарный фашизм, который уже на пороге, свободу, что über alles и идеальный современный мультимедийный учебник с мигалками, свистелками и перделками. А так же с анимацией, рэпом про старушку, видеороликами и Инстаграмом. Я почти не утрирую, автор реально жжот прилагательными и существительными.


Александр Архангельский. Фото: Анна Данилова

Но по-настоящему он меня озадачил, пнув мимоходом мертвечину, которую силы зла поднимают на щит:

"Например, в Москве есть школы, где до сих пор изучают стихотворение Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Кстати, в новом стандарте это стихотворение в качестве обязательного присутствует. Для меня это маркер. Я очень люблю Симонова, это выдающаяся фигура, он автор двух гениальных стихотворений, очень неплохой прозы. Зачем же вы принижаете его и даете в качестве обязательного худшее из того, что он написал? Как минимум устаревшее навсегда".

Стихотворение короткое, и я его приведу полностью - вдруг кто забыл. Объясните мне, пожалуйста, что в нем устарело, тем более - навсегда? Я в вас верю, у меня ведь здесь даже филологи есть. Даже кандидаты филологических наук.

* * *

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

1941

Упредившие Акунина

Из цикла "Рецензии, заблудившиеся во времени"



Попробуйте определить жанр книги Романа Пересветова «Тайны выцветших строк» по эпизоду, открывающему одну из глав. В больницу к умирающему приходит его лучший ученик и учитель, фактически на смертном одре, рассказывает ему про тайну, которая уже не первый век смущает посвященных. Ученик в замешательстве:

- Все это и в самом деле очень увлекательно, Михаил Дмитриевич. Но, берясь за такую работу, надо обладать способностями, по крайней мере, Шерлока Холмса.
- Ваша задача, мой друг, значительно труднее…


Через три дня учитель скончался, а ученик к разгадке тайны смог приступить лишь через несколько лет – разговор происходил 16 января 1941 года, и через несколько месяцев талантливый студент ушел добровольцем на фронт.

Подозрения появились? Или еще сомневаетесь? Тогда вот вам еще отрывок:

«Мацъ щы томащсь нменсышви нугипу ромьлтую катохе н инледь топгашвн тъпичу лню арипъ». Прочесть эту надпись было нетрудно, так как она была составлена по наиболее простому способу тайнописания, называвшемуся «тарабарской грамотой»…

Все еще сомневаетесь? Хорошо – последняя подсказка:

«Предприимчивый швед сумел получить нужные ему сведения от одного предателя в составе русской делегации, и об этой своей удаче он с удовлетворением доносил шведскому королю: «Оный субъект, хотя русский, но … (в этом месте пять слов было написано тайнописью) обещался и впредь извещать меня обо всем…».

Ну да, практически угадали. Книгу Пересветова, впервые изданную более полувека назад, в 1961 году, и впрямь можно назвать детективом, причем из лучших.
(дальше по ссылке)

Красный Хогвартс: Академик без диплома

Сегодня - рассказ о наверное единственном советском академике, не имевшем высшего образования.

11 сентября 1903 г. в семье осевшего в Москве крестьянина-старовера Павла Алимарина родился сын, которого назвали Ваней.

Ване Алимарину не везло с образованием. Нет, начальное образование он получил - в Рогожском училище.


Ваня Алимарин (в центре) - ученик Рогожского училища.

Нет, не в том Рогожском училище, которое сейчас Московское старообрядческое духовное училище, а том Рогожском училище, которое сейчас Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Да, того самого Николая Александровича Алексеева, который знаменитый московский городской голова, основатель и первый директор училища. Который потом передал директорство своему двоюродному брату, известному предпринимателю и промышленнику Константину Сергеевичу Алексееву, более известному под сценическим псевдонимом "Станиславский". Да, тот самый, который "Не верю!".

Но я отвлекся. Вернемся к Ване, который закончил Рогожское училище...

(дальше по ссылке)

Смотрим старье: "Физрук"

"Земную жизнь пройдя до половины..."

Я посмотрел российский сериал "Физрук". Вы, конечно, вольны меня презирать, но мне очень понравилось.



Посыл, конечно, совершенно непритязательный. Начальник охраны полукриминального бизнесмена Олег Фомин по кличке "Фома" получает полную отставку по причине того, что никак не может перестать жить, как в девяностые, никак не может выдавить "веселое время" из своей головы. Девяностые для него - лучшее время жизни, а многолетний шеф по кличке "Мамай" - свет в окошке. Собственно, ничего больше, кроме как служить Мамаю, он и не умеет (эпизод, когда Фома смотрит по телевизору "Жил-был пес" - один из лучших в сериале).

В тоске по потерянному раю ему и приходит в голову безумная идея - устроиться физруком в школу, где будет учиться вернувшийся из Швейцарии сын Мамая, чтобы, наладив доверительные отношения с отпрыском, вернуть расположение отца. Сын, правда, оказался дочкой, а новоиспеченный физрук с самого начала наломал в отношениях с ней дров на добрую телегу...

Зато одноклассники по понятным причинам смотрят на "братанские" манеры и поступки нового учителя, как бы это помягче... Широко открытыми глазами.

Ну и понеслась комедия...

Главный посыл, конечно же, цельноуворован из культового японского аниме (позже переснятого и в виде дорамы) "Крутой учитель Онизука".

Того самого, которое, если мне не изменяет память, уже много лет никому не уступает титул "лучшего аниме всех времен и народов" по версии российских фанатов жанра. Хотя, может быть, я и наговариваю на людей, и создатели "Физрука" вдохновлялись посконным отечественным продуктом - серией анекдотов про откинувшегося зека, устроившегося нянечкой в детский садик ("- Сидоров, ты опять описался? - Обижаешь, начальник, чай разлил..." , и т.п.).

Но все эти претензии - мимо кассы, мало ли кто у кого ворует?

У нас все все друг у друга воруют, а если пытаются сотворить нечто оригинальное, так лучше бы украли.

Дело в другом...

Служба забытых цитат: фантаст Ллойд Биггл-младший про планы Высшей школы экономики

Служба забытых цитат: фантаст Ллойд Биггл-младший про планы Высшей школы экономики



В топе "Яндекса" - планы очередной реформы высшего образования в стране, о которых рассказал Ярослав Кузьминов. Ректор Высшей школы экономики объяснил, что предполагается разделить вузы на чистых и нечистых, тьфу, на три категории: базовые, продвинутые и ведущие.

Продвинутая аккредитация предполагает, что "вуз может все курсы готовить своими силами" и эцелоп не имеет права бить его палкой ночью.

Базовые - их, судя по названию, будет большинство, должны будут выгнать на мороз большинство своих преподавателей и "значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования".

Ну а ведущие вузы, сами понимаете, это илитка ограниченным тиражом, в эту категорию пустят считанные университеты и с обязательным условием - "обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории».

Одержимость Кузьминова MOOC-ами (так на Западе именуют видео-курсы) общеизвестна. Но я бы предложил не ограничиваться полумерами. Надо не просто перевести все высшее образование в стране в формат онлайновых видеороликов, но и ввести ответственность преподавателей за качество своих видеокурсов. А именно - привязать оплату преподавателя к количеству зрителей его канала. Сколько студентов у тебя учится, столько рублей ты в зарплату и получил. Чем, в конце-концов, эти доценты лучше видеоблогеров?

Потом я вспомнил, что нечто подобное уже читал. И точно - порывшись на полках, в 10 томе "Библиотека современной фантастики" нашел искомое. Эти подлые фантасты еще в 1966 году предвидели планы господина Кузьминова.

Вот отрывок из рассказа Ллойда Биггла-младшего "Какая прелестная школа!..":

Служба забытых цитат: академик и писатель Обручев про приёмную кампанию в вузе

Служба забытых цитат: академик и писатель Обручев про приёмную кампанию в вузе



Нашел очень любопытный текст - рекламную листовку Московской горной академии 1924 года, написанную, как я понял, прод приёмную кампанию этого вуза. Редкий случай - известен автор этого текста. Райтером на "приёмке" сработал проректор МГА академик Обручев. Что, впрочем, неудивительно - к тому времени автор "Плутонии" и "Земли Санникова" уже был известным в стране писателем. Вот этот текст:

"Юноша, ищущий высшего горного образования, может выбрать тот факультет, который соответствует его склонностям и способностям.

Если его интересует древняя история нашей Земли, тайны строения ее лика и развития органического мира, образования морей и материков, гор и долин, пустынь и вулканов; если его влечет мир камней с его своеобразными красотами и кочевая жизнь в поисках геологических документов — он поступит на геологоразведочный факультет.

Если его привлекают недра Земли с их богатствами, тяжелая и обильная опасностями ответственная служба рудничного инженера; многоэтажные подземные лабиринты, полные таинственного мрака; упорная борьба с врагами рудокопа — подземной водой, пожарами, взрывами, сбросами и сдвигами, прерывающими месторождение, он выберет горнорудничный факультет.

Если же ему больше нравятся муравейники заводских зданий, дышащие жаром печи, переваривающие руду, огромные домны, изрыгающие огонь, подобно вулканам, гигантские валы, молоты и прессы, обрабатывающие раскаленный металл, — он пойдет на металлургический факультет".


Обратите внимание, как изменился, простите на грубом слове, смысловой посыл текста.

Красный Хогвартс. Серия 10. Студенты — металлург



Металлург



Иван Тевадросович Тевосян, как вы наверняка догадались — армянин по национальности. Именно Иван Тевадросович. Привычное «Иван Федорович» — русифицированный вариант. Кстати, по одной из версий, «Федоровичем» его сделал не кто иной, как товарищ Сталин. Якобы вождь самолично зачеркнул на поданном документе армянское отчество и написал сверху «Федорович». Это, впрочем, почти наверняка выдумка. Но не верно и любимое армянскими авторами «Ованес Тевадросович». Не возьмусь говорить о причинах, но факт остается фактом – отец нашего героя, небогатый портной из города Шуши, что в Нагорном Карабахе, всех своих детей, кроме младшего Вартана, назвал неармянскими именами: Юлия, Иван и Изабелла. Иван родился то ли еще в 1901-м (22 декабря по старому стилю) году, то ли уже в 1902-м (4 января по новому) но так или иначе – на этом снимке студентов МГА он младший.Collapse )

Красный Хогвартс. Серия 9. Студенты - часть вторая

Продолжаем разговор про мальчиков с фотографии

Геолог

Рядом с Фадеевым – Алексей Александрович Блохин, тогда, конечно, просто Алёша. Он известен несравненно хуже Фадеева, биография, соответственно, изучена без подробностей, поэтому рассказ будет много короче.

ААБлохин
Алексей Блохин

Алексей старше своих соучеников – он родился 31 мая 1897 года, то есть на этом снимке ему уже двадцать пять. Он вообще самый старший на этом фото – Иван Апряткин, бывший деятель профсоюзного движения Азербайджана (второй слева в нижнем ряду), младше его на год, 1898-го года рождения. Все остальные – сопляки, родившиеся уже в XX веке.

ИАпряткин
Иван Апряткин

С Фадеевым Блохина роднит происхождение – у обоих отцы свой трудовой путь начинали сельскими учителями. Только если Фадеев-старший скоро примкнул к народовольцам и после первого ареста получил так называемый «волчий паспорт», лишающий его права проживать во многих местах России и заниматься учительством, то Блохин-старший так и учительствовал. Учительствовал всю свою жизнь в деревне Головино Костромского уезда, где и родились его дети. Когда выросли первые ученики – он учил их детей, выросли дети – учил внуков. И так 44 года подряд. Очень простой рецепт.

Это был совсем другой дореволюционный типаж, оказавшийся очень живучим – не революционеры, а низовая российская интеллигенция, всю свою жизнь в поте лица своего возделывающая доставшуюся ниву. Живущая среди народа и ничем, по большому счёту, от него не отличающаяся, вместе с ним переживающая все выпадающие радости и невзгоды. Все эти священники, врачи, учителя – окормляющие паству, каждый в своем секторе, и не требующие награду. Всегда мечтающие: «Лишь бы детям доля полегче досталась», и выбивающиеся из последних сил, чтобы дать детям нормальное образование.

Так было и у Блохиных. Алексей выучился у папеньки в сельской школе, закончил ее в 1909 году и поступил в Костромскую Первую гимназию. Судя по всему, Алексей, как и многие выходцы из слоев «детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию », учился истово и закончил гимназию в 1917 году «с медалью». Цитата, если кто не опознал, была из циркуляра «О сокращении гимназического образования», более известного как «циркуляр о кухаркиных детях».Collapse )

Видеопауза

Кстати, наши студенты начали делать серию роликов к юбилею университета по моим сценариям.

tt_762 Юр, ты, помнится, предлагал рассказать отдельно про здание Хогвартса. Они как раз с этого и начали свой многосерийный проект.

Красный Хогвартс. 1 серия. Завхоз

Очень люблю работать со списками. Ни один охотник, вставший на след; ни один рыбак, выводящий своего жереха; ни один сыщик, расследующий кражу лифчика с бельевой веревки… Все они не знают и сотой доли того азарта, который возникает у историка при работе со списками давно ушедших людей.

Они где-то там, в темноте. Невидимые, неслышимые и безмолвные. Забытые практически всеми жителями Земли– им уже давно не перепадают ни мнемоны, ни даже лямишки. У счастливчиков есть родственник, в наш дурацкий суетливый век зачем-то озаботившийся «генекологическим древом». У большинства нет даже этого.

Ты входишь туда, в эту непрогрядную черноту, один. Ты понятия не имеешь, куда идти. Всё, что у тебя есть – фамилия и инициалы. Жалкое имущество, если честно. Особенно если фамилия – Кузнецов или Смирнов. «Иметь в Германии фамилию Мюллер…», ога, ога. Но ты идешь, просто потому, что бываешь здесь частенько, и на ощупь знаешь расхожие тропки, где можно зацепить какой-то хвостик, унюхать какой-то след. Ты не знаешь, сколько ты будешь бродить, и понятия не имеешь, как ты выйдешь – с пустыми руками, или выведешь на свет человека.

Да, по-прежнему мало кому интересного, но уже не безразличного тебе. А это почему-то важно – вывести его на свет. Я не знаю почему. Горчев, уже довольно давно ушедший туда, как-то написал эссе, которого мне и под угрозой расстрела не написать. Вы наверняка его читали, про Предназначение, а если не читали, то вы какие-то странные люди, обкрадывающие сами себя. Ну да, то самое: «На самом же деле, узнать своё Предназначение не очень сложно: если человек делает что-то просто так, не за деньги, и вообще никому это на*** не нужно, то это означает, что вот это самое и есть его настоящее Предназначение». Я бы так громко не сказал, конечно, но что-то в этом есть.

Просто… Они там совсем одни, понимаете? Совсем-совсем. А так про них узнаю хотя бы я.

Ладно, если без романтики и соплей, то все очень просто. Я сейчас занимаюсь историей Московской горной академии. Большей частью – просто так, для себя. В частности, прорабатываю списки ее работников – составляю что-то вроде биографического словаря МГА. Это самая первичная проработка списков, черновая. Обычная пробивка по Сети.

Вообще, набор инструментов у историка в последнее время стал заметно разнообразнее. Раньше что? Раньше библиотека да архив, первое и последнее место, где можно найти информацию о прошлом. Без архива и сейчас никуда, но… Вы даже не понимаете, сколько всего полезного за последние лет десять люди натащили в Сеть. По крайней мере, первичный поиск вполне можно проводить, хотя старики и ворчат про «ваш брехливый неверифицируемый Интернет».

Слушайте, давайте я вам просто про одного из последних «выведенных» расскажу? Так проще всего объяснить. И вообще - попробую сделать цикл очерков про студентов и преподов Московской горной академии.

Серия первая: Завхоз.


Языковы. 1917 г.

Фамилия у него была плохая – Языков. Чтобы было понятно: хорошая фамилия – это Гребенча, например. Или Мазинг. Или Лютцау. Замечательная фамилия Лютцау, особенно если кириллицей! Сразу же все тебе и вывалят, что про него в Сети есть, практически без мусора.

А Языков… Ну не Попов, конечно, но немногим лучше. Лет пятнадцать назад мы с женой бухтели, что в этом хваленом интернете ничего нет. С тех пор проблема сменилась на прямо противоположную – интернет реально затопили словесным мусором, который просто забивает результаты поиска, как пыль и грязь – воздушные фильтры. И, набрав в поиске «Языков В.А.», ты просто не продерешься сквозь студенческие рефераты про поэта-романтика и всякий «синтаксис романских ЯЗЫКОВ».

Но это еще полбеды. Гораздо хуже, что Языков В.А. не из преподавателей, а из АХЧ. Начальник административного управления Московской горной академии в списке 1923 года, если быть точным. А это почти гарантированное «сливай воду». От ученых остается довольно много, причем от технарей больше, чем от гуманитариев – их труды помнят дольше и цитируют чаще. От бухгалтеров и завхозов не остается ничего. Что им оставить вечности? Сданные балансы? Выписанные наряды? Ну и польза от поиска, честно говоря, сомнительна. Ну чем интересным может порадовать потомков начальник АХЧ?

В общем, попытаться выдернуть его из тьмы я попробовал просто так, для порядка. И по каталогам Российской государственной библиотеки фамилию пробил просто так, для очистки совести.

Опа! А что это такое нам невод вынес?

На «Языков В.А.» выпало довольно много текстов, но четыре книги практически наверняка принадлежали «нашему» Языкову из Горной академии, где, как известно, было всего три факультета – горный, геологический и металлургический. Это книги «Новый способ получения малоуглеродистого феррохрома» 1933 года, «Получение феррохрома из уральских руд» и учебник «Электрометаллургия железа» 1932 года. Четвертая книга - это монография 1934 года «Ферросплавы: теория и практика выплавки ферросплавов в электрических печах», авторы Григорович К.П., Боголюбов В.А., Елютин В.П., Самарин А.М., Языков В.А. Конкретно Языков В.А. писал разделы «Ферромарганец» и «Ферросилиций».

Чтобы было понятно людям, не имеющим отношения к металлургии – минимум три имени в этом списке знает каждый выпускник МИСиС. Это классики, титаны и полубоги. Григорович – создатель отечественной школы электрометаллургии, демиург-сотворитель. Все остальные – его ученики, недавние студенты МГА.

Самарин уже в сороковые станет академиком, потом учёным-металлургом № 1, директором Института металлургии им А.А. Байкова АН СССР. Елютин, же, оставаясь хорошим ученым, отдаст предпочтение административной стезе. Выбьется в министры и будет рулить высшим образованием в Стране Советов больше 30 лет, с 54 по 85 годы. Позднесоветская система высшего образования, возврата которой сейчас не требует только самый ленивый типутат – его детище, им созданное и выпестованное.

Неслабое такое соседство. Да кто же ты такой, таинственный Языков В.А.? Collapse )