Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Фреска с Порошенко и Христос с Романовыми

Я, конечно, тормоз, но я только сейчас узнал о скандале с росписью, которая украшает домовую церковь усадьбы Петра Порошенко в Козине.



Как вы видите, на ней изображено семейство, все члены которого очень похожи на практически уже бывшего президента Украины, его жену и детей.

А может и хорошо, что так поздно узнал - по крайней мере, в порохоботы не запишут.

Потому что я, если честно, по поводу этого скандала не могу сказать ничего, кроме пресловутого "ачотакова?".

Для домовых усадебных церквей подобные сюжеты и были, и остаются совершенно обычным делом, они же не с нимбами нарисованы.

Вы думаете, мало заказчиков, а то и просто друзей художники на церковных фресках или картинах на религиозные темы изобразили? Если не в обличье святых - нет в этом никакого греха.

Приведу буквально два примера...

(дальше по ссылке)

Служба забытых цитат: Макаренко о постоянстве

Цитата первая: "И вообще, успехи Макаренко в нелегком деле перевоспитания малолетних преступников сильно раздуты советской пропагандой, а в подчиненных ему колониях и коммунах он вводил методы, которые затем чуть ли не использовались уже в системе ГУЛАГа, и все его красивые и правильные слова вроде: «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком» — не более чем изощренное словоблудие".
А.Ю. Хорошевский, глава "Антон Макаренко и его коммуна" в книге "100 знаменитых символов Украины".



Цитата вторая: "Дерюченко был ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец. Он «не знал» русского языка, украсил все помещение колонии дешевыми портретами Шевченко и немедленно приступил к единственному делу, на которое был способен..."

(далее по ссылке)

Очевидец незримого

Авангардистов у нас не любят. Всяких Малевичей и Кандинских народные массы искренне считают удачливыми жуликами. Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть – цветные пятна?

А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный. В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен.

И исключительно по своей вине.


Автопортрет. 1921

Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще в 10-20 годы, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более – на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал.

Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям.


Головы, 1910.

Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их".

Филонов вообще был странным человеком. Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой.
(дальше по ссылке)

Мира минуты роковые

...Устоявшийся стереотип «настоящие художники у нас были только в начале XX века, а потом - исключительно халтурщики, малевавшие Ленина и прокатные станы» и впрямь имеет мало общего с реальностью, как и любое категоричное обобщение. Клемители «коммунистических приспособленцев с мольбертами» как-то забывают, что многие из «малевальщиков» передовых доярок и бравых авиаторов в юности тусовались в одних компаниях с создателями черных квадратов и полотен с кубиками, и хулиганили в поисках нового языка не меньше. Просто в какой-то момент поколение молодых нахалов-живописцев, одинаково дерзких и талантливых, разделилось надвое. На тех, кто уехал, и тех, кто остался.



О тех, кто уехал, написаны тонны монографий. Вторые, которым пришлось гораздо труднее, сегодня практически забыты...

(подробности по ссылке)

Музейные сокровища, которые вы никогда не увидите

О музейных запасниках вообще, и о запасниках Эрмитажа в частности ходит множество слухов, мифов и легенд. Утверждают, что здесь можно найти все, угодно, а если не нашли - значит плохо искали.

В конце 90-х при сверке фондов в Эрмитаже нашли японскую катану без сопроводительных документов. Когда его показали специалистам, те едва не впали в коматоз - по всем признакам это был так называемый "великий меч", но, как известно даже обычному японскому школьнику, ни один великий меч никогда не покидал территорию Японии. После консультаций с японцами выяснилось, что это Наследный Меч Императорского рода, скорее всего подаренный в качестве извинений Николаю II, тогда еще цесаревичу, после приснопамятного покушения на его жизнь в Японии. После этого японцы год проводили конкурс, определяя мастера, которому можно доверить отполировать и заточить нежданное сокровище. В общем, почти как в анекдоте получилось, когда "один поломал, другой про... мухал". Причем лет на сто промухал.



А в 2002 году в главном питерском музее обнаружили статую Клеопатры, которая, как выясняется, хранилась в запасниках с 1929 года. Сокровище оказалось бесценным в первую очередь потому, что Октавиан Август, как известно, приказал уничтожить все изображения египетской царицы и лишь несколько статуэток уцелели чудом. Когда Британский музей устроил выставку десяти атрибутированных статуэток царицы, найденных в Риме, она стала мировой сенсацией. А у нас - едва не утонула в безбрежном океане запасников, хорошо хоть по пресловутому длинному носу опознали.

Чего здесь только нет... Есть экспонаты фривольные - уникальная эротическая мебель Романовых, например...
(дальше по ссылке)

Лучший в мире цирк

Иногда мы ведем себя, как та балованная Галя из анекдота. Расстраиваемся из-за всякой фигни, а вещи, которыми действительно можно гордиться, даже и не вспомним. Мы, к примеру, почему-то жутко комплексуем из-за того, что у нас неважно с отечественными автомобилями или блокбастерами. Но при этом нам абсолютно наплевать, что загибаются отрасли, в которых мы действительно были "впереди планеты всех". И не на словах, а в реальности.



У нас действительно был лучший в мире цирк. Достаточно вспомнить, что и сегодня в "Дю Солей" воспитанники школы советского цирка составляют более половины состава, в американских цирках - до 80%.



А ведь когда лысоватый классик марксизма-ленинизма изрекал свое знаменитое: "Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк", он отнюдь не эпатажничал.

(дальше по ссылке)

"Косит лиловым глазом..."

Мы стали другими. Нам уже никогда не понять искренности обращения Владимира Владимировича, не нынешнего, а того, в желтой кофте: "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь".


Лошадиное лакомство

Это надменные аналитики начала XX века могли, выглядывая в окно, рассчитывать тенденции развития гужевого транспорта, и пугать обывателей прогнозом, что через 50 лет лошадиный навоз завалит улицы Лондона до второго этажа. Врали, конечно, как обычно. Нет никакого навоза. Он исчез вслед за производителями и извозчичьи "Маруськи грешные" в компании с красными кавалеристами покинули нас навсегда.
Collapse )

Служба забытых цитат: англичане о том, как надо отпускать сепаратистов

Англичане о том, как надо отпускать сепаратистов

В книжке вычитал занятную легенду.


«Парижский мир», групповой портрет работы Бенджамина Уэста (1738—1820). На портрете, среди прочих, изображены Бенджамин Франклин и Джон Адамс. Члены британской делегации отказались позировать Уэсту, и портрет остался неоконченным.

Как вы помните, в финале войны за независимость американских колоний в Версале шли переговоры, и 30 ноября 1782 американская дипломатическая миссия заключила предварительное мирное соглашение с Великобританией, оставшееся в истории как "Парижский мир".

Фактически это соглашение означало независимость Северо-американских Соединенных Штатах. После подписания в кулуарах к главе английской делегации (фамилию которого я, естественно, забыл) подошел один из французских дипломатов и сказал примерно следующее: "Вот вы их отпустили, а меж тем вполне возможно, что эти тринадцать штатов в будущем создадут самую великую империю на Земле".

А мудрый англичанин ответил: "Да. Но все они будут говорить по-английски".

Слишком красиво, конечно, чтобы быть правдой.

И я вдруг вспомнил, как мои знакомые из Узбекистана рассказывали, что даже в тех населенных пунктах, где уже практически не осталось русских, тем не менее функционируют русские школы, и классы с обучением на русском языке пользуются диким спросом среди родителей. То же самое и в моем родном городе Кентау в Казахстане - моя племянница Соня была единственным русским ребенком в русском классе. Еще был один юный чеченец, остальные - казахи и узбеки. Но русские классы остаются.

Причина проста...

Служба забытых цитат: Конрад Буссов об ученом принце-бродяге

Приключения ученого принца-бродяги

Из цикла "Историк как свинья - всегда найдет где порыться". Как-то занесло меня в финский город Турку. Это самый древний и славный из финских городов. Конечно, Турку не Москва, да, там не происходили судьбоносные для человечества события, с ними в Финляндии вообще туго, и это, похоже, одна из причин вечной тоскливой меланхолии финнов.

Но когда ты живешь долго – а Турку живет очень долго, - нить твоей жизни переплетается с великим множеством другим нитей, которые и сплетают ковер, именуемый человеческой историей. Казалось бы – ну что может связывать меня, до поездки ничего толком и не знающего об этом городе, с Турку? Ан нет - стоит лишь присмотреться, вглядеться внимательно, как побежит, заструиться под пальцами ниточка, уводящая тем дальше, тем интереснее.

Вот маленький пример. Когда мы были в соборе Турку, я сделал эту фотографию.



Просто так, от балды, щелкнул затвором, особо не разглядывая ни сам витраж, ни то, что на нем изображено. Фотография получилась неважной, и при первом отборе фоток была забракована.

Но уже дома, разбирая фотографии, я заинтересовался – что же это за витражи такие? И потянулась весьма интересная история.

Витраж этот называется « Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав» и создал его художник по имени Владимир Сверчков. Витражи для главного лютеранского собора страны делал русский православный художник – уже хорошо. Впрочем, я довольно быстро установил, что это как раз тот самый «русский след», на который в Финляндии натыкаешься постоянно.

Для Турку Владимир Дмитриевич был вовсе не чужаком, а своим. Сын русского генерал-лейтенанта родился в Финляндии, в городке Ловийса, детство провел в Турку, здесь же и начал учиться живописи у художника Леглера, продолжив обучение уже в Петербургской Академии Художеств.



Уже будучи известным мастером, жившим во Флоренции и владевший мастерскими в Мюнхене, он узнал, что финны восстанавливают собор после очередного пожара, и создал для города своего детства пять витражей, из которых до наших дней дошли три.



Но вернемся к королеве Катарине, или, как ее называют финны, Каарине. Это вообще интересная история, которую любят рассказывать жители Турку.

У шведского короля Густава Вазы, того самого, в честь которого назван один из районов Стокгольма (малютку-привидение из Вазастана помните?) было четыре сына. Еще при жизни он разделил страну на четыре части, поставив во главе каждой одного из сыновей. Финляндия отошла второму по старшинству, Юхану.



Своей резиденцией он сделал, конечно же, Турку, а потом женился. Помните, я как-то рассказывал, как ругались Иван Грозный со шведским королем Юханом? А чего-бы им не ругаться, у них к тому времени хватало поводов для взаимной неприязни, причем не просто так, а из-за женщины.

Женщину звали Катарина, она была дочерью польского короля Сигизмунда Первого Старого и была, таким образом, польской принцессой и известной красавицей.



В 1561 году после смерти первой жены к ней сватался Иван Грозный, но получил отказ.

Первый русский царь тогда женился на Марии Темрюковне, но обиду затаил...

Служба забытых цитат: эсперт о брежневских иконостасах русских колониалистов

Служба забытых цитат: эсперт о брежневских иконостасах русских колониалистов

Загадки всегда неожиданны, никогда не знаешь, из-за какого угла на тебя напрыгнет очередная.

Так случилось и в тот раз. Однажды на мою страничку в Фейсбуке "Большая игра" пришел мой старый знакомый, ташкенский художник Александр Тюрин и поделился фотографией картины, которую он реставрировал. По словам владельца, отдавшего картину на реставрацию, это был портрет барона Константина Кауфмана, знаменитого туркестанского "полупадишаха" - всесильного властителя Туркестанского края, много лет возглавлявшего русскую партию игроков в Большой игре. К картине прилагалось заключение Третьяковки, что эта работа принадлежит кисти предка художника, известного живописца Ивана Алексеевича Тюрина. Вот художник и решил мне похвастаться, что Тюрин реставрирует тюринскую картину. Опять же - он прекрасно знал о моей увлеченности Большой Игрой, а тут - Кауфман.



Меня сразу заинтересовал неуставной головной убор на картине. Я никогда не видел портретов и фотографий Константина Кауфмана в скуфейке. Зато другая легенда Туркестана, "лучший карьерист Империи" генерал Александр Абрамов, носил ее не снимая - при взятии глинобитной кокандской крепости Пишкек, ныне дослужившейся до столицы независимого государства, тогда еще прапорщик Абрамов был ранен в голову и скуфейкой прикрывал страшные шрамы.

Я был практически уверен, что на портрете - Абрамов, но мои хотелки это мои хотелки. Если ты собираешься оспаривать легенду картины, нужны какие-то осязаемые доказательства.

Поэтому я...