Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Categories:

Жизнь и посмертные приключения женщины по имени Анна

Женщину по имени Анна судьба как будто испытывала - причем как при жизни, так и после смерти.

Нет, сначала все было хорошо. Она родилась в Ростове в семье тамошних удельных князей, выросла в этом древнем и красивом городе, когда подошло время – девушку выдали замуж за тверского князя Михаила Ярославича.

Жили ладно, она родила ему четверых сыновей, но вот единственная дочь Феодора умерла во младенчестве. Впрочем, это по тем временам – более чем обычная вещь.

Но потом муж сцепился с московскими князьями, началось многолетнее соперничество Москвы и Твери. Дальнейшую историю я уже рассказывал в главе про Тверь.

Мужа, Михаила Тверского, в Орде забили в колодки, а позже зарезали люди московского князя Юрия.

1381822291.0321mich_tvers
Икона с изображением мужа Анны – канонизированного благоверного князя Михаила Тверского.

Старший сын – Дмитрий по прозвищу Грозны Очи - встретив однажды в Орде князя Юрия, не сдержался и зарубил убийцу отца. За что и был приговорен к смерти и казнен в Орде.

Новым князем Твери стал второй сын – Александр. При нем в городе вспыхивает восстание, в ходе которого убивают ханского посла Щелкана Дудентьевича и вырезают всех татар в городе – поголовно. Александр бежит от ханского гнева, много лет скитается в изгнании, потом возвращает себе престол. По навету москвичей вызван в Орду, поехал с сыном Федором, казнили обоих.

Вслед за дочерью, мужем и первенцем Анна хоронит второго сына и внука.

Ну а после того, как из Орды не вернулся третий сын, великий князь Константин Михайлович - по разговорам, был отравлен - Анна в 1367 году уехала в Кашин к последнему, четвертому и младшему сыну Василию.

Как писала в своих стихах Анна Ахматова: «Анна — в Кашин, уж не княжити, лен колючий теребить!».

В Кашине она умерла, не прожив там и года, и приняв перед смертью постриг.

Прошло много лет и память о тверской княгине стерлась, а ее трагичная судьба давно забылась. Но История – дама непредсказуемая, и иногда она выдергивает людей из забвения.

Anna_Kashinskaya
Анна Кашинская. Икона с мощевиком.

Княгиню Анну вспомнили два с половиной столетия спустя, в 1611 году. Однажды хворому пономарю кашинского Успенского собора Герасиму приснилась видная женщина в монашеских одеждах, которая назвала себя Анной, пообещала помочь с исцелением, но и обиженно вычитала нотацию: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека, и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!».

Вскоре пономарь чудесным образом выздоровел. Подняв старые книги, кашинцы быстро вычислили – что же за Анна это была, и к гробу давно почившей ростовской уроженки повалил народ. Исцеления продолжались, слухи становились все громче и распространялись все шире. Вскоре кашинцы уже в голос судачили о том, что лишь стараниями небесной заступницы во время недавней Смуты враги трижды подходили к городу, но так и не сумели его разорить.

00001854
Анна Кашинская. Ростовская икона начала XVIII века.

Тем временем рассказы об Анне Кашинской дошли до столицы и до самого батюшки-царя. В Кашин была отправлена церковная комиссия для освидетельствования мощей: архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андрониева монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Комиссия подтвердила выполнение всех условий для канонизации.

В 1649 году на Поместном соборе под председательством патриарха Никона благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых во всей Русской поместной церкви.

А в Кашин отправился сам царь с супругой и сестрами. По прибытии Алексея Михайловича и в присутствии всего населения города и близлежащих сел мощи святой Анны были торжественно открыты. Все могли убедиться, что тело действительно сохранилось практически нетленным, более того – пальцы правой руки были сложены в крестное благословение: «согбенна яко благословящая». Царь Алексей Михайлович был столь впечатлен, что и в следующем, 1650 году, вновь отправился в паломничество в Кашин, а его супруга с дочерями вышили богатый покров с ее изображением на открытый гроб великой княгини.

Анна_Кашинская
Покров на гробницу Анны Кашинской, вышитый женщинами царствующего дома Романовых. Государственный исторический музей.

Но история Анны Кашинской на этом вовсе не закончилась. Причиной резкого изменения уже посмертной ее судьбы стала та самая знаменитая «благославляющая длань». В стране началась церковная реформа Никона, вызвавшая Раскол. И тут кто-то обратил внимание, что кашинская святая благословляет всех двумя пальцами – а не тремя, как ныне требует патриарх.

Можете себе представить, во что это вылилось при том страшном противостоянии расколотого общества. В Кашин на поклонение повалили толпы народа, держащегося «старой веры».

А вскоре вслед за ними прибыла и церковная комиссия, направленная официальной церковью: митрополит Рязанский Иосиф, архиепископ Тверской Симеон, игумен Доброго монастыря Варсонофий, протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев.

Уважаемая комиссия, изучив вопрос, обнаружила многочисленные нарушения, допущенные в процессе канонизации Анны Кашинской. После чего срочно созванный Малый церковный собор постановил: житие и чудеса объявить недостоверными, канонизацию отменить как ошибочную, покров и иконы Анны Кашинской отправить в Москву, новых икон не писать, церковь, построенную в ее честь - закрыть до особого распоряжения. Самое главное – комиссия установила, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Правда, проверить это было уже затруднительно – комиссия повелела гроб закрыть и запечатать архиерейскими печатями.

1381822956.2312A002

Дальше создалась интересная ситуация. Староверы никогда не переставали чтить Анну Кашинскую и неоднократно просили передать им мощи разжалованной святой. Неофициально ее продолжали почитать и прихожане РПЦ, особенно в самом Кашине, где только в XVIII веке за ней было записано более 40 чудес. Знаете же - как это на Руси бывает: "Ты, Василиса, в собор к Анне сходи со своей бедой, я тебе ее могилку покажу. Москвичи ее почитать не велели, но все люди в один голос говорят - помогает она! Заступница она наша небесная!".

Кстати, жители Кашина не только шептались, но и неоднократно официально обращались в Синод с прошением о восстановлении почитания небесной покровительницы города - как минимум в 1853, 1860 и в 1901 годах.

Но вопрос сдвинулся с мертвой точки только после появления указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, вернувшего староверам гражданские права, в частности, разрешившего им строить церкви и вести службы. Частично реабилитированные старообрядцы мгновенно подали прошение на передачу им мощей Анны Кашинской, раз уж святость последней не признается государственной церковью. После этого встревожились и официальные представители РПЦ. В периодике появились статьи священников, где прямо говорилось: "Не ровен час, старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено".

После этого в 1908 году Николаем II было дано согласие на повторную канонизацию Анны Кашинской, которая состоялась в 1909 году в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны – будущей основательницы Марфо-Мариинской обители. Присутствовала на торжествах и делегация старообрядческой церкви.

Тогда же, в 1909 году, Русской православной церковью в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, а Русская православная старообрядческая церковь в том же году построила храм Анны Кашинской в подмосковном селе Кузнецы.

IMG-20210411-WA0002 (1)
Храм святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской Русской Православной Старообрядческой Церкви в селе Кузнецы. Фото автора.

С тех почитание Анны Кашинской не прерывалось в обеих церквях.

Ну а в 2009 году в Кашине торжественно открыли памятник небесной заступнице города.

kashinvoskr002b

Любопытно, что автором памятника стал народный художник России Андрей Ковальчук – тот же, что создал для Твери монумент Михаилу Тверскому, изваяв таким образом и мужа, и жену.

1 (1)

____________
Это отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках". Книгу можно прочесть здесь - https://author.today/reader/76682/604279
Tags: титулярник
Subscribe

  • Скидки

    По случаю окончания второго тома серии "Куда идем мы" объявляется однодневная скидка на все платные книги серии. Я специально дождался первого…

  • Второй том все

    Очень устал, поэтому телеграфно. Второй том цикла "Куда идем мы..." дописан - https://author.today/work/136363 Если кто-то откладывал покупку,…

  • Итоги конкурса поэтов

    На днях я попросил помощи у людей, умеющих складывать слова в стихи, для адаптации одного небольшого эпизода из "Путешествия на Запад". Спасибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments