Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Category:

Почему читатели покупают всякий шит, а хорошие книжки – не покупают

Почему читатели покупают всякий шит, а хорошие книжки – не покупают

В последнее время участились разговоры о том, что читатель, поганец эдакий, традиционно поддерживает трудовым рублем на площадках книжных продаж всякое дерьмо, а хорошие книги – не поддерживает.

Ладно, бог с ними, с блогами на сайте «Автор. Тудей», где в последнее время топовых авторов атакуют семо и овамо. Но даже известный литературный критик Галина Юзефович на днях сетовала, вся эта индустрия прямых продаж авторами своих книг в Сети как явление очень интересно, но «99 процентов того, что там лежит, полная дрянь».

И добро бы речь шла о давнем антагонизме между серьезной и жанровой литературами. Но нет же – классические фантасты аудиторией сайта «Автора.Тудей», специализирующегося именно на фантастике, недовольны ничуть не менее. Почему?
Потому что тамошняя аудитория покупает всякое ЛитРПГ и бояр-аниме, а классическую фантастику или какое дарк-фэнтези – практически не покупает. Можно вспомнить, например, Ника Перумова, который, начав продавать там свои новые книги, был сильно раздосадован низкими продажами. Настолько, что, написав постинг в стиле «ухожу обиженный», снес к чертям аккаунт вместе с начатыми книгами. Потом, правда, вернулся с извинениями.

На этом месте по плану прихожу я в белом пальто и тучи развожу руками.

В общем, я решил тоже влезть в дискуссию, и прибить свои тезисы к дверям виттенбергской церкви. Пусть не 95, но хотя бы 7.

Тезис первый – про специализацию. На АТ покупают ЛитРПГ и бояр-аниме, потому что там все время продавали ЛитРПГ и бояр-аниме. Отсюда проистекает очень важное следствие – этот сайт населяют люди, покупающие и читающие ЛитРПГ и бояр-аниме. Продавать там что-нибудь другое - поэзию, исторический детектив или классическую фантастику – примерно как торговать телевизорами в булочной. Что-то, может быть, и продастся, но наплыва покупателей точно не будет – не за телевизорами они сюда пришли.

Тезис второй – про аудиторию. В чем причины такой жесткой специализации? Ответ простой – в прикормленной аудитории. Не просто аудитории – а в прикормленной аудитории, это важно. Грубо говоря, потенциальная аудитория Ника Перумова в несколько раз больше потенциальной аудитории Кирилла Клеванского, возглавляющего топ авторов на АТ. В несколько раз. Но аудитория Перумова рассеянна по всему интернету и не только. И 99% потенциальных покупателей понятия не имеют даже, что Перумов выкладывает новую книжку «Александровские кадеты» на АТ. В противовес аудитории Перумова аудитория Клеванского в полном составе сидит на АТ и смиренно ждет новую главу, заплатив за книжку авансом. В итоге один зарабатывает там в десятки раз больше другого.

Тезис третий – про культивирование. Закономерный вопрос – почему у Клеванского на АТ большая аудитория, а у Перумова – небольшая. И вновь ответ простой – потому что Перумов всю жизнь работал с читателями через посредника в лице издателя, поэтому у него нет выхода на свою аудиторию. А Клеванский – один из пионеров прямых авторских продаж в Сети, всю жизнь работал со своей аудиторией напрямую. Он ее культивировал – в прямом смысле слова. В итоге Кирилл в буквальном смысле носит ее с собой, а его читатели с чистой совестью могут сказать «мы такие с ним друзья – куда он, туда и я». Именно Клеванский, в свое время перейдя с сайта «Rulate Translate» на «Автор.Тудей», привел туда огромное количество любителей «боярки».

Тезис четвертый – про кооперацию. Однако любовным взращиванием аудитории секрет успеха не исчерпывается. Популярные авторы ЛитПРГ тоже активно работали со своей аудиторией, и к моменту запуска АТ почти все они весьма успешно продавали свои книги на собственных сайтах, причем у некоторых из них, вроде Василия Маханенко, функционал сайта был на вполне профессиональном уровне. Однако в конечном итоге все они забросили свои «хоум пейджи» и переехали на нейтральную территорию – на «Автор.Тудей». Почему? Ответ в два слова – «взаимопереток читателей». Именно этот принцип – «прочитал ЛитПРГ любимого автора, сунул нос в ЛитРПГ другого писателя» - обеспечивает им на этом сайте стабильный рост аудитории.

Тезис пятый – про рекламу. Впрочем, аудитория увеличивается не только взаимным перетоком. Все успешные авторы дают рекламу, привлекая на сайт все новых и новых любителей ЛитРПГ и бояр-аниме. Тем самым, как вы правильно догадались, увеличивая степень специализации сайта. Их усилиями «Автор.Тудей» все больше и больше становится «сайтом для продаж ЛитРПГ и бояр-аниме».

Тезис шестой – про шансы. Что же делать писателям, работающим в других жанрах? Имеет ли смысл пытаться разрушить пресловутую «монополию литрпгешников»? С одной стороны - да, безусловно, стоит. Тому пример – пресловутое классическое «попаданчество». Еще года полтора назад книги про попаданцев в прошлое и альтернативную историю не пользовались особым спросом на АТ. Однако после того, как на сайт перебрался некий пул популярных авторов этого направления и после пары лет их активной работы с аудиторией (а том числе и посредством рекламы) попаданчество ныне весьма неплохо продается на АТ. А ведущие авторы этого направления пусть пока и не в топ-25 самых успешных авторов АТ, но в топ-50 уже вполне, и вполне могут себе позволить «жить с пера». «Попаданчество» уже перешла на АТ некий порог «коммерческой выживаемости».

Тезис седьмой – про шапкозакидательство. С другой стороны, я хотел бы упредить необоснованные надежды. Пока это единственный пример «выхода на самоокупаемость», за единичными исключениями все остальные жанры не приносят на АТ доходов, позволяющих авторам заниматься этим профессионально, а не в режиме подработки. Не стоит думать: «Я сейчас со своим славянским фэнтези зайду на АТ, в рекламу вложусь, аудиторию наберу и быстренько отобью вложения». Не отобьете.

Как я уже сказал, вывод какого-либо жанра в самоокупаемость процесс, во-первых, коллективный - без совместных усилий хотя бы 5-10 востребованных авторов будет очень сложно. А во-вторых, он довольно затратный. С той же рекламой у вас почти наверняка возникнут большие проблемы. Это ЛитПРГ и боярку рекламят с утра до вечера в диких объемах. А приди вы к рекламщикам с нон-фишеном, они, как честные люди, вам сразу скажут, что наработанных площадок для рекламы нет, искать их придется методом тыка, работая на «холодную» аудиторию. Потому реклама вам обойдется гораздо дороже, чем авторам, работающим в популярных жанрах.

Грубо говоря, читательскую аудиторию не купишь. Эта игра – вдолгую. Больше всего она напоминает выращивание сада. Процесс требует довольно много времени и сил, и плоды принесет нескоро. Но зато потом плодоносить будет стабильно.

Поэтому, пользуясь случаем, хочу похвастаться. Мои почти двухлетние усилия по раскрутке на АТ исторического нон-фикшена плодов, может, пока и не принесли, но процесс культивирования аудитории явно сдвинулся с мертвой точки. По крайней мере, запущенный в прошлый четверг «Красный Хогвартс» (https://author.today/work/99947) меньше чем за неделю уже перекрыл по основным показателям все мои предыдущие книги в этом жанре. Чем меня изрядно удивил.

Так что, дорогие коллеги из пока невостребованных жанров, присоединяйтесь. Будем шатать этот труба вместе.
_________
(Автор приносит свои извинения Нику Перумову за некорректно изложенные обстоятельства его ухода в первом варианте статьи. Я действительно допустил непростительный ляп)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Галина Юзефович на днях сетовала, вся эта индустрия прямых продаж авторами своих книг в Сети как явление очень интересно, но «99 процентов того, что там лежит, полная дрянь».

Ну, то есть, не написана родственниками Галины или не издается ее родственниками : )
По повдоду торговли телевизорами в булочной. Вспомнился мне некогда существовавший в городе Ржеве (и долго, года до 2015-го по-моему) магазин "Книги и ковролин".
Аллитерацыя!!

vitus_wagner

2 months ago

anna_bpguide

2 months ago

vitus_wagner

2 months ago

anna_bpguide

2 months ago

vitus_wagner

2 months ago

Anonymous

November 23 2020, 18:40:52 UTC 2 months ago

А можно я не узнаю никогда что такое бояр-аниме? А литрпг пусть ограничится ведьмой Мартынчик.
Судя по только что запрошенному мной определению, это как Буджолд или Дюна, тока пожиже.

alll

2 months ago

gekkkon

1 month ago

Алекс Скела

1 month ago

«99 процентов того, что там лежит, полная дрянь».
ну спасибо Капитану. учитывая, что класть "туда" может любой и каждый, то в том, что там лежит преимущественно полная дрянь, нет ничего удивительного. ассортимент всех этих сетевых ресурсов нельзя сравнивать с ассортиментом издательства (любого), этот ассортимент можно сразвнивать разве что с содержимым входного почтового ящика издательства. в издательства всю дорогу слали тонны этой самой "полной дряни". и редакция издательства всю дорогу выкидывала тонны этой дряни. помните "рукописи не возвращаеются, не редактируются и не комментируются"? если издательство решило снабжать всю эту дрянь комментариями и возвращать авторам, то штат издательства пришлось бы увеличить на порядок. ну а теперь авторы "полной дряни" дрянь эту никому не шлют, а сразу публикуют ее на сетевых площадках. и, вуаля, вполне закономерно что 99 процентов того, что там лежит, полная дрянь.
это раз.
два, это то, что, например уже упомянутый Ник Перумов вовсе не является автором "достойных произведений" в отличии от "полной дряни". Точнее, творения Ника кажутся более менее достойными именно на фоне " совсем уж полной дряни" и не более того. а так, это того же поля ягодка. Перумов стал известен в "голодные годы". народ, жажадавший фантастики и, можно сказать, впервые узнавший о таком жанре, как фентази, нежуя заглатывал полную дрянь. появись Перумов сейчас, еще вопрос заметили бы его и вовсе.
и три. Почему же эти поганцы читают всякую дрянь. мне кажется, что довольно большАя (если не бОльшая) часть читателей бояр-аниме, ЛитРпг, РомФанта, Попаданцев и прочей узкоспециализированного палпа полностью осознают, что почитывают дрянь. вообще чтение литературы и чтение этой вот дряни это два совершенно разных процесса. дрянь читают не с целью приобщиться к литературе, точно так же как порно смотрят не для того, что бы приобщиться к кинематографу. это чтиво читают что бы приятно почесать где чешется. именно поэтому упорно читают про то, как очередная томная дева сохнет по чОрному пластилину, а очередной офисный планктон спасает галактегу и достигает 79го уровня.
Помню, еще шутка была в те самые "голодные годы" - "есть ли где Перумов в хорошем переводе?"

kuzia_aka_zmey

1 month ago

smertnyy

2 months ago

smalgin

2 months ago

smertnyy

2 months ago

smalgin

2 months ago

smertnyy

2 months ago

smalgin

2 months ago

liber_polly

1 month ago

smalgin

1 month ago

"На АТ покупают ЛитРПГ и бояр-аниме". О чем пишет автор не понял. Но знаю точно, что книги никто не покупает в принципе никакие. Все читают с экрана.
Ну Буквоед оф-лайн еще живет и дышит ( и слава богу). Я не пример для подражания, но всю литературу кроме развлекательной, я стараюсь покупать в бумаге.
Ещё потому, что народ стал слушать аудиокниги.
Книга она или хорошая или нет. Здесь код Шрёдингера не работает :) Всё видно, например, по количеству закачек не рутрекере. У хороших превышает в десятки раз. А от ЛитРПГ все уже взвыли, хотя там и были отдельные очень даже ничего. Уже есть предложения отделить в отдельную тему, чтобы не тратить время на скачивание и удаление :)
Ну все-таки слушать аудио-книгу, это раз в 50 медленнее, чем ее прочитать, сложно понять кто такими вещами занимается...

belka_na_dereve

2 months ago

vladahapov

2 months ago

smolanoe_chuche

2 months ago

андрей

2 months ago

vladahapov

2 months ago

valerytim

November 23 2020, 20:05:44 UTC 2 months ago Edited:  November 23 2020, 20:06:31 UTC

Перумов всего паразитировал на популярности Толкина и дефиците русскоязычных авторов. Прошло время и он стал неактуален. Не более.

Далее - сейчас рынок и свободный доступ к распространению информации, а значит высокая конкуренция. Если кого-то не покупают, значит автор пишет унылое говно. Не более.

Пелевин не пишет бояр-аниме и литрпыгу, читать его достаточно сложно, однако на популярность не жалуется, значит дело не в жанре и содержании.
Почему-то все обходят молчанием тот очевидный факт, что Перумов - плохой писатель, у него нет литературного таланта. Видимо, это для многих больной вопрос : )

valerytim

2 months ago

Либрусек лучше! Там бесплатно:))
Кстати, Клеванский-то что пишет в итоге? Литрпг или бояр-аниме?
А посоветуйте хорошее бояр-аниме.
Метельского, Ильина и Демченко не предлагать. Признаны годными.
Широкова-Шапочкина тоже не предлагать. И Романова. Признаны негодными.
Клеванский пишет гипер-уся. Типа "китайское героическое фэнтези на стероидах", только ещё раз десять на стероидах.
А ответ прост, и это одно слово. Штильмарк.
Экий ты древний, брат. ))

twincat

2 months ago

vad_nes

2 months ago

twincat

2 months ago

sanchos_f

2 months ago

Откуда этот паноптикум в комментах?

Правда, этот паноптикум неплохо демонстрирует способность читателей понимать прочитанный текст...
Всеобщая грамотность потому что. А это уже прогресс по сравнению с всеобщей неграмотностью.
Почему читатели покупают всякий шит, а хорошие книжки – не покупают
--------------------
Куплю "Математику" Перельмана. Есть?

dlya_nekrologa

2 months ago

Кто такие АТ, литРПГ?
О чем статья? Где хорошие книги-то?!
АТ - сайт с макароническим названием "Автор Тудей", ЛитРПГ - лог копьютерной игры с кое-как приклеенными художественными рюшами.

Anonymous

November 24 2020, 08:14:32 UTC 2 months ago

Для меня это всё вообще не литература, никакого отношения к настоящей литературе не имеет. Одни зачем-то пишут ерунду, другие зачем-то её читают, видно время девать некуда. Ну и что, что там деньги крутятся, деньги можно и более общеполезным способом заработать. Настоящая книга не может окупиться при жизни автора, слишком много на неё труда уйдёт, ради денег такую писать не стоит. Настоящую книгу пишут, чтобы изменить мир. А живут при этом на что-нибудь другое.
+++

twincat

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →