Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Categories:

Почему детская литература - самый неперспективный жанр.

Вы не заметили, что с детской литературой проблемы? Так вот - с ней проблемы.

Нет, я знаю, что детская литература в стране есть. Я даже знаю, что там сейчас происходят интересные процессы и что в последние годы на эту поляну пришел целый пул талантливых авторов. И про количество премий в курсе.

Вот только все эти события происходят, по большому счету, "без выхода продукции наружу". За забором. За забором того самого пресловутого гетто "для своих".



Вы обратили внимание, что за постсоветскую четверть века у нас появилась хоть и кривенькая, но современная русская литература? Причем во всех жанрах - от "боллитры" до фантастики - есть свои звезды, которых знает если не вся страна, то вся читающая публика.

За одним-единственным исключением - детская литература так и живет прошлым под лозунгом "no stars".

Единичные исключения вроде Дмитрия Емца или Натальи Щербы, добившихся локальной популярности, только подтверждают правило. Либо - как Эдуард Веркин - получают известность отнюдь не в качестве детского автора.

А знаете, почему все так плохо? Потому что планка стоит на невообразимой высоте.

Для того, чтобы успешно сыграть на поле детской литературы, автор должен быть чертовски талантлив. На порядок талантливее, чем авторы «взрослых» бестселлеров - в любых жанрах.

Именно в детской литературе ситуация уникальна. Все остальные жанры, будь то высокая литература или низменные детективы и фантастика прошли через разрыв с традицией. Современные авторы, по сути, начинали на пустом месте – глобальные перемены на стыке 80/90-х годов де-факто отменили всю предыдущую литературу.

Сегодняшние «взрослые» писатели оказались в невиданно льготных конкурентных условиях – спрос и на советскую фантастику, и на советские детективы, и на советскую прозу в одночасье оказался если не равен нулю, то близок к этому. В итоге сегодня они состязаются не с великими предшественниками, а между собой, и оказаться молодцом среди известного окружения не очень сложно.

В детской литературе ситуация принципиальна иная.

Как показало время, из всех жанров только наша детская литература была поистине великой.

Она не умерла в 90-е, став в одночасье никому не нужной, как советская проза, советская фантастика или советский науч-поп. Классики отечественной детской литературы не то что не рухнули в новые времена – они даже не покосились. И сегодня живее всех живых, Ленину на зависть. Причем никакие пионерские галстуки и классовая борьба, прячущиеся под обложкой, этому не помеха.

(дальше по ссылке)
Tags: детство, литература, мысли, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments