Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Categories:

Четырежды орденоносное чрево Москвы

Самый главный московский памятник культуры - московское метро.

Или московский метро? В момент своего создания, в середине 1930-х, слово "метро" в русском языке было мужского рода, поэтому Утесов так и пел:

Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.



Дубовые перила кое-где сохранились.

Но не будем отвлекаться. Так вот – московское метро, если называть вещи своими именами, самое главное культурное достояние столицы. Его культурное значение несопоставимо ни с Кремлем, ни с Большим театром, ни с Храмом Христа Спасителя, ни со сталинскими высотками.

Во-первых, востребованность и посещаемость. Нет, наверное, ни одного гостя столицы, не спустившегося посмотреть на этот памятник архитектуры. Да что там гости – москвичи в метро ходят! Те самые москвичи, которые в Третьяковке если и были, то в школьные годы чудесные.

Во-вторых, культурный шлейф. Вы когда-нибудь слышали мифы и легенды про Большой театр? Сказки про него рассказывал разве что Михаил Ефимович Швыдкой, и то в годы реконструкции на заседаниях правительства с целью выклянчить еще больше денег на ремонт.

А слухи и байки про метро – это уже целый культурный пласт городского фольклора, они ходят из уст в уста десятилетиями и постоянно сочиняют новые.

Как например, недавняя байка про Человека Из Будущего, живущего в мозаике «Борьба за Советскую власть на Украине» на станции «Киевская кольцевая». Того самого партизана, который сидит в самом углу картины, перед раскрытым ноутбуком, и беззастенчиво треплется по мобильнику, зажав смартфон в руке.



И можно, конечно, объяснить, что мобильник на самом деле – «полевой телефон ТА-57», а от лоптопа неотличима крышка от ящика с телефонным аппаратом, но легенды это не отменит, легенды вообще очень живучи.

Про культурную ценность распинаться не будем за ненадобностью, переходим сразу к культурной целостности. Так вот, московское метро – едва ли не единственный культурный ансамбль Москвы, целостность которого практически не была нарушена. Вернее, нарушена, конечно, но масштабы разрушения несоизмеримы с "поверхностными". Там, наверху, давно ничего нетронутого не осталось. Нет ни одной улицы, про которую можно было бы сказать – «это сталинская Москва» или там «это – Москва купеческая». Везде что-нибудь построили, сломали, перестроили или тупо нарушили ландшафт небоскребом на горизонте. А то и просто рекламой похорошевшей Москвы завесили.

Ничего нетронутого не осталось, ничего, в Кремль – и тот Дворец Съездов запихали.

И только в метро благодать. Только там все в неприкосновенности. Вот тебе метро сталинское - «дворцы для трудящихся», вот станции-хрущобы с сортирной плиткой, вот мрачноватый официоз брежневских 70-х, вот лужковская подземная Москва, с кичевой роскошью и эмалями Церетели, где все - грузины, даже Кутузов.



А вот подземка собянинская, со всеми присущими особенностями, разве что без плитки. И все на месте, все никуда не делось, стояло и стоять будет.

Вся история как на ладони. Если что менялось, то только...

(дальше по ссылке)
Tags: интересные факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Скидки

    По случаю окончания второго тома серии "Куда идем мы" объявляется однодневная скидка на все платные книги серии. Я специально дождался первого…

  • Второй том все

    Очень устал, поэтому телеграфно. Второй том цикла "Куда идем мы..." дописан - https://author.today/work/136363 Если кто-то откладывал покупку,…

  • Итоги конкурса поэтов

    На днях я попросил помощи у людей, умеющих складывать слова в стихи, для адаптации одного небольшого эпизода из "Путешествия на Запад". Спасибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments