Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Category:

Служба забытых цитат: Леонид Юзефович про лошадок и демонов

Известный писатель Леонид Юзефович в одном из интервью сказал:

Что касается фантастики, пока мы тут разговаривали, я вспомнил китайскую притчу одну, может быть, она широко известна, но все-таки мне ее хочется рассказать. Император спросил знаменитого китайского художника, что труднее всего рисовать. Художник ответил: «Собак и лошадей». Император спросил: «А что легче всего поддается изображению?» Художник ответил: «Бесы и духи умерших». Понятно почему - потому что их никто не видел, и рисовать можно все, что угодно.



Мораль понятна, но я сейчас не про второй вопрос, а про первый.

А кто-нибудь из вас знает, почему китайскому художнику труднее всего было рисовать собак и лошадей? Ведь вроде бы проще простого, помнится, Репин в известной байке предлагал абстракционистам нарисовать "лошадку" - подразумевая самое элементарное.

Почему же собачки и лошадки?

На самом деле меня в притча, процитированная Юзефовичем, дословно повторила реплику одного очень известного китайского художника, с которым я общался во Владивостоке.

Он сказал именно это – «Сложнее всего рисовать лошадей». Правда, этому предшествовал рассказ об особенностях китайской живописи.

Во-первых, традиционная китайская живопись (го хуа) – родная сестра каллиграфии. Они вместе родились, вместе развивались и вообще очень схожи. Вы когда-нибудь видели, как пишет мастер-калиграф?

Очень быстро, буквально одним движением, часто – не отрывая кисти от бумаги. Именно поэтому для написания каждого иероглифа испокон веков искались лучшие способы написания – вроде наших детских головоломок «обведи рисунок не отрывая ручки от бумаги (отсюда же все эти «я ищу девятый способ написания иероглифа» в фильме «Герой»).

Примерно то же самое и в живописи. Китайские художники рисуют ОЧЕНЬ быстро. Европейский художник, который мазнет, отойдет, посмотрит, подумает, еще мазнет с точки зрения китайца – человек с прямо-таки идеальными условиями для работы. Китайцы себе такого позволить не могут.

Во-первых, своей тушью по бумаге они пишут сразу же набело – никаких тебе набросков, никаких мазков поверх. Одно неверное движение руки – и выбрасывай всю картину. Отчасти это связано с техникой – китайцы пишут тушью по мокрой бумаге, и картина должна быть закончена до того, как бумага высохнет. Фраза «Над этим полотном я работал три года» вогнала бы китайца в мозговой клинч.

(дальше по ссылке)
Tags: Китай, живопись, цитаты
Subscribe

  • Профессиональные открытия

    Новость дня - прокуратура отменила распоряжение районной администрации об обязательном приеме в полицию отсидевших, подростков и вылеченных…

  • Скидки

    По случаю окончания второго тома серии "Куда идем мы" объявляется однодневная скидка на все платные книги серии. Я специально дождался первого…

  • Второй том все

    Очень устал, поэтому телеграфно. Второй том цикла "Куда идем мы..." дописан - https://author.today/work/136363 Если кто-то откладывал покупку,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments