Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Categories:

Евреи лучшие - доказано наукой

"Еврейский вопрос" в России не имеет ответа - потому что давно уже не вопрос, а casus belli. Все попытки понять роль и место евреев в новейшей истории России бессмысленны, ибо уйдут в песок по определению. Что хотели сказать - никого не интересует, война юдофилов и юдофобов - это навсегда, и дня победы не предусмотрено. Поэтому автора любого исследования, как бы он не сопротивлялся, все равно усадят в тот или другой окоп - как это случилось с Александром Солженицыным, ставшим после "Двести лет вместе" Главным Антисемитом Земли Русской.

Юрия Слезкина, автора книги "Еврейский век", которая в русском переводе загадочным образом стала "Эрой Меркурия", на передовую загнали еще оперативнее. Профессор истории из Калифорнийского университета в Беркли уже торжественно произведен в генералиссимусы, а книгу немедленно окрестили "нашим ответом юдофобу" - в анонсе издательства ее прямо рекомендуют "рассматривать как своеобразный антипод книги Солженицына "200 лет вместе". Дальше всех в угаре победы пошел один восторженный раввин, опубликовавший в США рецензию, общий смысл которой сводился к максиме: "Мы давно подозревали, что мы самые лучшие на Земле, а теперь это и наука подтвердила".

Что же такого написал недавний эмигрант, перебравшийся в 1982 году в Штаты и еще после первой книги, "Arctic Mirrors", ставший одной из самых заметных фигур в сегодняшней американской русистике? Почему его новая работа вызвала бурю эмоций на Западе, автору до сих пор поют и осанну, и анафему, а на русский язык ее перевели быстрее чем "Гарри Поттера" - меньше чем за год?

Подозреваю, что не все празднующие победу прочли книгу, большинству хватило первой фразы: "Современная эра - еврейская эра, а ХХ век - еврейский век". Интересно, что бы они сказали, если им процитировать пассажи не из начала, а из середины книги?

"В начале XIX века 30 из 52 банков частных банков Берлина принадлежали еврейским семьям; сто лет спустя большинство из них стали акционерными компаниями с еврейскими управляющими, многие из которых состояли в прямом родстве с отцами основателями и друг с другом. Крупнейшие из немецких акционерных коммерческих банков, в том числе "Дойче банк" и "Дрезден банк", были основаны при участии еврейских финансистов. В Вене 40% директоров публичных банков были евреями, и все банки, кроме одного, управлялись евреями. В Германии, Австрии и Венгрии начала XX века издателями, редакторами и авторами большинства национальных газет, не являвшихся специфически христианскими и антисемитскими, были евреи (впрочем, в Вене даже христианские и антисемитские газеты иногда издавались евреями)".

Это не откровения свихнувшихся на разоблачении заговора "тайных правителей мира", это тот же Слезкин. Сопоставление с солженицынскими "200 лет вместе" вполне уместно - к примеру, оба автора детально рассматривают проблему "евреи в революции 1917 года" - но как быть с тем, что Слезкин почти всегда не опровергает, а подтверждает тезисы Александра Исаевича, и часто идет гораздо дальше? "В 1918 году 65,5% всех сотрудников ЧК еврейской национальности были "ответственными работниками". Евреи составляли 19,1% всех следователей центрального аппарата и 50% следователей из отдела по борьбе с контрреволюцией. Ко времени создания ОГПУ (преемника ЧК) в 1923 году на долю евреев приходилось 15,5% всех руководящих работников и 50% членов высшего руководства".

Слезкин как будто нарочно подсовывает антисемитам аргументы и факты - рассказ про то, что двумя наиболее известными и символическими актами Красного террора - убийством Николая II и его семьи и уничтожением тысяч беженцев и военнопленных, оставшихся в Крыму, руководили исключительно евреи. Сведения о том, что все высшие посты при печально известном строительстве Беломорканала занимали бывшие обитатели черты оседлости - со скрупулезным перечислением и всенепременным раскрытием псевдонимов…

Эй-эй! Не понял! Так кто кого победил?! - доносится из окопов.

И как им объяснить, что победителя нет - за неявкой соперников? Что и Солженицын, и Слезкин меньше всего собирались не только воевать и опровергать, но даже полемизировать. Что в конце концов они сработали в разных и несопоставимых форматах. Автор "200 лет вместе" заявлял, что "это его первая научная работа", но в итоге написал не монографию, но отменное публицистическое исследование.

А едкая и провокационная "Эра Меркурия", написанная как блестящий нон-фикшн, с детективной интригой, литературными вставками и абсолютно неакадемическим юмором - остается великолепной исторической монографией. Не будем обворовывать читателя, раскрывая основные тезисы работы Слезкина, отметим лишь, что "радикально пересмотреть "еврейский вопрос" в мировом контексте", оказалось не очень и сложно. Да, слагаемых успеха у книги много - масштабность исследования, поразительная эрудиция автора, хороший литературный стиль, нетривиальные факты и интерпретации, оригинальные идеи - но все это было и раньше. Но не случайно в Los Angeles Times первой характеристикой книги названо "бесстрашие". Оказалось, что главное - всего лишь вылезти из окопа, и, ничего не замалчивая, сказать что думаешь.

Юрий Слезкин. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. "Новое литературное обозрение", М., 2005.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments