Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Category:

Умерла Лидия Смирнова

Сегодня, после продолжительной болезни, умерла русская актриса Лидия Николаевна Смирнова. Ей было 92 года.

За выражение «ушла эпоха» пора уже ставить штамп «профнепригоден» в трудовой книжке, но как тут без него обойдешься?

Она родилась в Российской империи и оспаривала у Анны Ковальчук и Чулпан Хаматовой «ТЭФИ-2006», ей присудили Сталинскую премию при жизни вождя народов, и приносили телеграммы с поздравлениями от Владимира Путина. Ее биография – это весь двадцатый век в России, весь, от начала и до конца.


Лидия Смирнова родилась в семье царского офицера и земской учительницы, и бурное начало века прокатилось по этой семье сполна. После революции отец стал уже не царским, а колчаковским офицером, да так и сгинул в лихолетье «веселого времени». Мать, потеряв ее младшего брата, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. И быть бы осиротевшей девочке беспризорницей, если бы не старший брат отца, взявший ее в свою семью.

Дальше… Дальше было все, как у всех – очень голодная юность, комсомольский задор, нормы ГТО, «ворошиловские стрелки», Чкалов, полярники, физкультурные парады, «должны уметь мы целиться, уметь стрелять». Лидия Смирнова была активной комсомолкой, была старостой, председателем спортивной организации – многие прочили ей карьеру спортсменки, однако после школы она уехала в Москву и поступила в промышленно-экономический техникум, из которого позже выросла «Бауманка». Получила диплом экономиста, и отправилась по направлению работать в Главное управление авиационной промышленности. И быть бы еще одной типичной советской биографии, если бы не увлечение театром – ухаживающий за Лидочкой заместитель начальника управления приохотил ее к этому искусству.

Она поступает в школу-студию при Камерном театре, и после окончания в 1939 году великий Таиров берет ее в штат театра – причем из всей группы художественный руководитель взял только двух человек. С театром, впрочем не заладилось – помешала всенародная слава кинозвезды. В кино Смирнова начала работать сразу после окончания студии, и после двух эпизодов (в том числе и знаменитой «Большой жизни») ей предложили главную роль. После выхода на экран фильма «Моя любовь» Смирнова стала кумиром миллионов – в улыбчивую девушку Шурочку, искренне уверявшую с экрана строителей социализма: «Ждать любовь не надо, явится нежданно…», влюбилась вся страна.

Так Лидия Смирнова оказалась в обойме тех, еще довоенных кумиров, которых знали наперечет, которые стали легендами еще при жизни – Орлова, Целиковская, Серова … И юная актриса на удивление уверенно расположилась в этом созвездии, каждой своей новой ролью доказывая свое право быть звездой. Ее проникновенное «Жди меня…» в «Парне из нашего города» и сегодня заставляет зрителя покрываться мурашками, а ведь были еще и «Она защищает Родину» Эрмлера, «Дом в котором я живу» Кулиджанова, и многое, многое другое.



Судьба тех немногочисленных полубогинь с экрана сложилась по-разному. Некоторые, как Ладынина, просто прекращали сниматься, чтобы остаться в памяти зрителя молодой и прекрасной. Смирнова рискнула сменить «героический» образ на амплуа характерной актрисы, «полубогиня» не побоялась спуститься с Олимпа, чтобы убедительно доказать, что ей вполне по силам и комические, и отрицательные роли – вспомните ее сваху в «Женитьбе Бальзаминова», докторшу в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» или продавщицу Дуську из фильмов про Аниськина.



Она оставалась на экране и в 60-е, и в 70-е, она еще экзаменовала в роли председателя комиссии Муравьеву в «Карнавале». Она же, едва ли не единственная из сталинских кинозвезд — осталась и в постсоветском кино: в мелодраме "Приют комедиантов", в телесериале "Наследницы»…

Она стала звездой на пике величия советской империи, и этот размах, масштабность так и осталась с ней навсегда. Если жить – то в высотке на Котельнической набережной, если сниматься – то у Кулиджанова, Швейцера или Климова, если партнеры по площадке – то Крючков и Вицин, Мордюкова и Гурченко, если дружить – то с Раневской, Соколовой или Глузским, если роман – то с композитором Исааком Дунаевским или режиссером Константином Воиновым. Она, в отличие от многих сегодняшних звезд, никогда не разменивала себя на понты, она никогда не скрывала своих романов, рассказывала в интервью о себе (да и о других) такие вещи, что и газета «Жизнь» постеснялась бы опубликовать – масштаб славы и народной любви позволял не опасаться «падения рейтинга». Многие ли из сегодняшних кумиров рискнули бы поведать, как в эвакуации она заболела тифом, надо было стричь волосы, чтобы вывести вшей, но у нее были съемки, поэтому после выхода из больницы ее муж, знаменитый оператор Рапопорт «клал мою голову к себе на колени, мазал волосы керосином, а потом ногтями снимал мертвых гнид».

Ее жизнь не назовешь счастливой, о чем она без утайки поведала в своей на редкость откровенной книге воспоминаний «Моя любовь». В одном из последних интервью она говорила: «Все наше поколение сейчас плачет. Старость — это такая гадость! Даже ресницы не мажутся. А раньше я их так «насандаливала»! Раньше, когда занималась слаломом или на байдарках ходила, я и в палатке ресницы намазывала. Еду на байдарке, где-нибудь на Урале по реке Белой, и ресницы накрашены.



Знаете, я оставила деньги на похороны. Говорю об этом спокойно. Вот до чего дошла! Уже нет ролей для моего возраста. Или предлагают какую-то ерунду. К старости появились какие-то незнакомые, непонятные новые чувства — одиночества, беспомощности, зависимости, жалости к себе. Я так много помогала другим людям, а сейчас, когда сама нуждаюсь в помощи, не могу это организовать».

Сегодня народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова скончалась. Очень хочется верить, что, по крайней мере, до отложенных денег дело не дойдет.

отсюда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments