Вадим Нестеров (vad_nes) wrote,
Вадим Нестеров
vad_nes

Categories:

Не смешно, зато про войну

Это, собственно, из цикла "ненароком глянул в ящик"

Похоже, мысль "зритель любит военные фильмы" пришла в голову всем телепродюсерам одновременно. Восьмисерийный телефильм "Конвой PQ-17", снятый по культовой когда-то повести Валентина Пикуля "Реквием каравану PQ-17", должен был выйти на телеэкраны еще в мае 2004 года - к празднику Победы. Однако продюсеры, поразмыслив, отложили премьеру на сентябрь, что бы один из самых дорогих телепроектов последнего времени "не затерялся в ряду других фильмов о войне". Но в сентябре ситуация оказалась еще хуже - сначала Первый канал запустил "Диверсант", затем военной тематикой перетягивали зрителя "Россия" и НТВ - практически одновременно шли "Штрафбат", и, поставленный в сетку вместо плановой "Фабрики грез" сериал "На безымянной высоте".

Соваться в эфир с еще одним "военным" проектом было бы безумием, поэтому премьера была в очередной раз отложена - на ноябрь. И вот вчера наконец мы увидели первую серию "Конвоя PQ-17".

Сериал был разрекламирован задолго до выхода на экраны. Экранизация Пикуля была объявлена "прорывом российского кино" в области компьютерной анимации - подводные атаки, пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и линейные крейсера - все это делалось на компьютере. Виртуальные двойники военной техники, все сражения под водой, на земле и в воздухе, все, "начиная от корабельной заклепки и кончая маркировкой торпед", в общей сложности 229 сцен было создано для этого фильма на студии компьютерного дизайна.

Помимо торжества технической мысли, нас обещали еще и избавить от пресловутой "пшенки" - грубейших ляпов и передергивания исторической правды, которыми так "отличились" недавние премьеры - и "Штрафбат", и, особенно, "Диверсант" и "На безымянной высоте". Создатели фильма с упоением рассказывали, что "и режиссеру, и актерам пришлось с головой погрузиться в архивные документы и общаться с целым штатом консультантов", поэтому события восстановлены скрупулезно.

Затравленные заградотрядами и упырями-особистами любители военной истории доверчиво приподняли голову - неужели дождались? Оптимизм внушала и тема, к которой обратились киношники. "Запороть" историю подвига моряков из каравана PQ-17 практически невозможно - настолько выигрышна эта тема. Здесь есть все для того, что бы зритель в ажиотации прилип к экрану.

Самый большой конвой с военной техникой, посланный союзниками сражающемуся Советскому Союзу. В Сталинграде решалась судьба войны, и посланные 297 самолетов, 495 танков, 4246 грузовых автомашин и тягачей, 156 тыс. тонн других грузов общей стоимостью 700 млн. долларов должны были стать весомым аргументом в нашу пользу. Самое глобальное предательство, когда английское командование, испугавшись выхода в море немецкого колосса, линкора "Тирпиц", отдало категорический приказ кораблям охранения вернуться и бросить беззащитные транспорты, которым рекомендовали "прорываться к советским портам самостоятельно". Самая жестокая резня на море, когда "волчьи стаи" (так официально именовались немецкие соединения подводных лодок) рвали оставшиеся без прикрытия суда - из 35 транспортов и 2 танкеров спаслись только 11 судов. Наконец, одна из самых знаменитых подводных атак советских подводников, когда, спасая конвой, советская подводная лодка К-21 под командой капитана Лунина атаковала флагмана немецкого флота, самый мощный линейный крейсер мира - "Тирпиц" и именно после этой торпедной атаки он вернулся на базу. Наконец, фигура самого Лунина - человека, ставшего легендой среди наших подводников. На флоте до сих пор рассказывают про его "счастливую" шапку, без которой он в море не выходил, а однажды, забыв, вернул за ней лодку с боевого задания!

Увы, но, похоже, режиссеру Александру Котту удалось невозможное - сделать из этого ярчайшего эпизода Второй мировой войны тягомотное, навевающее сон зрелище. Да, действительно, список консультантов включает несколько десятков фамилий, но это не избавило картину от грубых ляпов. Так, один из фашистских офицеров-подводников всю серию щеголяет в тельняшке, которых немцы отродясь не носили, это примерно то же самое, как обрядить советских североморцев во французские береты с помпонами. Но бог бы с ним, в конце концов, подобные проколы режут глаз только знатокам истории, которых среди зрителей не так много.

Гораздо хуже, что сценаристы грубо грешат против исторической правды в смыслообразующих вопросах. У любого мало-мальски знающего историю вызывает изумление паника, охватившая немецких подводников после того, как они поняли, что потопили нейтральной судно. Дорогие мои, никакой особой чувствительностью в этом вопросе фашисты не отличались. Счет потопленных немцами судов во Второй мировой начался с гражданского судна - 3 сентября 1939 года лодка "У-30" потопила безвинный пассажирский лайнер "Атения", и капитан лодки Фриц-Юлиус Лемп стал национальным героем. С сентября 1942 года и до конца войны немцы пустили на дно 1015 судов, более ста из них были "нейтралы", и никто по этому поводу не комплексовал. Поэтому вряд ли стоило заставлять одного из офицеров впадать в ступор и панически причитать: "Капитан, что же ты скажешь папе-Деницу?". %%%Это какому Деницу? Это тому Деницу, который совместно с военным министром Редером еще в 1939 году представил Гитлеру докладную записку в которой прямым текстом было предложено: "Командирам (подводных лодок) следует предоставить полную свободу действий и разрешить им топить все вражеские и нейтральные (!) суда"?%%%

Но даже это не самое плохое. Тот же пресловутый "Штрафбат", несмотря на многочисленные огрехи в части исторической правды, все-таки очень талантливый фильм - режиссерская и операторская работа, игра актеров - выше всяких похвал. А фильм Котта, к сожалению, эту планку, выставленную последними работами, не взял. Перед нами откат к худшим традициям дешевого доморощенного "мыла" - безжизненные диалоги, неумение сценаристов закрутить интригу, картонные герои, и, следовательно, никакая игра актеров. Что уж говорить о режиссуре… Достаточно посмотреть на подбор актеров - ну кто поверит, что этот застенчивый мальчик с усами и челочкой и есть тот неистовый фюрер, которому в описываемое время было, между прочим, изрядно к шестидесяти… Очень хотелось бы ошибиться, но, похоже, в оставшихся сериях нас ждет та же самая вязкая жвачка.

Есть такой дурацкий анекдот: "Идет ежик с автоматом. Не смешно, зато про войну". Похоже, именно из-за этой незамысловатой аргументации нам предстоит посмотреть еще немало халтуры.
Subscribe

  • Скидки

    По случаю окончания второго тома серии "Куда идем мы" объявляется однодневная скидка на все платные книги серии. Я специально дождался первого…

  • Второй том все

    Очень устал, поэтому телеграфно. Второй том цикла "Куда идем мы..." дописан - https://author.today/work/136363 Если кто-то откладывал покупку,…

  • Итоги конкурса поэтов

    На днях я попросил помощи у людей, умеющих складывать слова в стихи, для адаптации одного небольшого эпизода из "Путешествия на Запад". Спасибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Скидки

    По случаю окончания второго тома серии "Куда идем мы" объявляется однодневная скидка на все платные книги серии. Я специально дождался первого…

  • Второй том все

    Очень устал, поэтому телеграфно. Второй том цикла "Куда идем мы..." дописан - https://author.today/work/136363 Если кто-то откладывал покупку,…

  • Итоги конкурса поэтов

    На днях я попросил помощи у людей, умеющих складывать слова в стихи, для адаптации одного небольшого эпизода из "Путешествия на Запад". Спасибо…